Психотерапия

Психиатр – специалист, занимающийся диагностикой и лечением психических расстройств и заболеваний. Основной метод лечения – биологический, иначе говоря, подбор лекарственных препаратов, исходя из клинической картины заболевания и индивидуальных особенностей человека.

Психотерапевт – это врач психиатр, имеющий дополнительную специализацию по психотерапии. Основной метод лечения – общение, которое подчиняется тому или иному психотерапевтическому методу.
Быстрое и точное определение диагноза и причин заболевания – основа любого эффективного лечения.

Психических заболевания и расстройства разделяются на 5 групп

Невротические расстройства
Это наиболее масштабная группа пациентов, их называют условно здоровые, как правило, большинство из них работают, либо учатся. К неврозам относятся такие расстройства, как ГТР, паническое расстройство, фобическое, тревожно-депрессивное расстройство, ОКР, расстройства пищевого поведения, ПТСР, психосоматические расстройства и другие. Люди, переживающие невроз, проходят долгий путь от кардиолога, до невролога, прежде чем попасть на прием к психотерапевту.
Пограничное расстройство личности
Это патология характера. Ранее имело название психопатия. Как правило, врожденная патология, либо приобретенная в раннем детстве. Протекает в стадии компенсации, когда поведение человека соответствует нормативным правилам и в стадии декомпенсации, когда поведение представляет опасность, как для самого человека, так и для окружающих. В стадии компенсации профилактикой ухудшений занимается врач психотерапевт. В декомпенсации показано лечение у психиатра в специализированном учреждении.
Психозы
Эта группа включает в себя врожденные эндогенные расстройства. К ним относятся: шизофрения, шизоаффективное расстройство, БАР 1 и 2ого типа, циклотимию, эпилепсию. Лечение проводится в специализированных учреждениях врачами психиатрами. Психотерапевт в данном случае, принимает участие как вспомогательный специалист в период ремиссии.
Когнитивные нарушения
Олигофрения (врожденная патология) и деменция, приобретенная вследствие различных соматических заболеваний – ЧМТ, ОНМК, атеросклероз, атрофические процессы и так далее. Психотерапевты помогают улучшить коммуникативные качество, социальную адаптацию. Разумеется, речь идет о нетяжелых формах.
Наркологические заболевания
Это все виды химической (алкоголь, употребление ПАВ) и нехимической (игровая зависимость или гемблинг, трудоголизм и так далее) зависимости.

Что беспокоит человека и почему он обращается к психотерапевту? Наиболее часто встречающиеся жалобы и симптомы

вы чувствуете агрессию или постоянно раздражены
вы чувствуете постоянную неудовлетворенность, страх, тревогу, усталость, часто плачете
вы испытываете равнодушие, полную апатию к тому, что вокруг вас происходит
вы пережили серьезный стресс или большое потрясение (смерть близкого человека, авария)
появляются проблемы со сном или нежелание что-либо делать настолько сильно, что вы целые дни проводите в постели
вам кажется, что с вашими отношениями с людьми что-то не так (часто ругаетесь с партнером, с друзьями, с родными)
ваше настроение меняется слишком часто и беспричинно

Методы психотерапевтической диагностики

Клинические (беседа, наблюдение)
Следует заметить, что этот метод до сих пор является основным. Поэтому требования к врачу психиатру, психотерапевту очень высокие. В нашей клинике работают врачи высшей категории, имеющие успешный опыт работы более 20 лет.
Другие методы
Все остальное носит вспомогательный характер и является подтверждением диагностической гипотезы, сформулированной в ходе клинического интервью. Среди них:

• психометрические — патопсихологическое исследование

• лабораторные — анализы крови и мочи, генетические, иммунологические (нейротест – набор биохимических тестов, характеризующих некоторые звенья обмена веществ нервной ткани)

• инструментальные — томография, ЭЭГ, нейрофизиологическая тест-система (НТС)

Врачи психотерапевты работают в следующих направлениях:

когнитивно-поведенческая терапия
динамическая психоаналитическая терапия
экзистенциальная психотерапия (поиск смысла)
гештальт-терапия
арт-терапия, терапия искусством
телесно-ориентированная психотерапия
семейная терапия
гипнотерапия
Врачи психиатры в нашей клинике в лечении используют преимущественно современные препараты, доказавшие свою эффективность и безопасность в клинических исследованиях.
Вообще видов психотерапии бесконечное множество, все зависит от специалиста. Очень часто бывает, что психотерапевт использует несколько методов весьма успешно. Или создает свою собственную модель, исходя из полученных знаний и приобретенного профессионального опыта.
В нашей клинике оказывается помощь людям с невротическими расстройствами, а так же с непсихотическими формами других более тяжелых психических заболеваний.
В настоящее время в медицинской парадигме принят комплексный подход к лечению любого заболевания. То есть, пациентом занимаются сразу несколько специалистов, в том числе и врач психотерапевт. Это очень важно. Каждый, без исключения, человек сталкиваясь с болезнью, испытывает целую гамму тревожных, а иногда депрессивных эмоций, переживаний. Это может искажать картину болезни, добавлять дополнительные симптомы, ухудшать не только психологическое, но и физическое состояние. Врач-психотерапевт помогает пришедшему к нему на приём человеку не просто побороть неприятные чувства, эмоции, ощущения, синдромы, но и понять, что именно стало причиной их появления, и как дальше с этим жить. Лечение может быть успешным только при условии доверия или комплаенса между пациентом и врачом. Это одно из основных условий, успешного лечебного процесса.
В нашей клинике специалисты руководствуются триадой К. Роджерса:
  • Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом.

• Психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту.

• Психотерапевт эмпатически воспринимает пациента. Это все позволяет создать атмосферу доверия, безопасности и в конечном итоге атмосферу, способствующую скорейшему выздоровлению пациента.

Специалисты направления психотерапия