Эндокринология

Без участия гормонов не обходится ни один процесс в нашем организме. Если в функционировании эндокринной системы происходит какой-то сбой, следствием этого становится развитие серьезных заболеваний.
Органы эндокринной системы — это щитовидная железа, надпочечники, гипофиз и гипоталамус, а также половые железы. Однако, в практике эндокринолога большое значение имеет лечение щитовидной железы.

Помимо щитовидной железы, эндокринолог занимается лечением и диагностикой других заболеваний эндокринной системы, в частности, помогает в борьбе с ожирением. Если установленного диагноза нет, стоит обратить внимание на ярко выраженные признаки, говорящие о наличии тех или иных эндокринных патологий в организме.

Когда обращаться к эндокринологу

резкое повышение или снижение массы тела
частые переломы, боли в костях и суставах
перебои в работе сердца
бесплодие
нарушение интеллектуальной деятельности
нарушение менструального цикла у женщин
проблемы с концентрацией внимания
планирование или наступление беременности
хроническая усталость
наступление менопаузы

Перечень распространенных эндокринных заболеваний

• Гирсутизм – избыточный рост волос на теле у женщин в результате повышенного содержания андрогенов в организме

• Аутоиммунный тиреодит – воспаление щитовидной железы аутоиммунного происхождения

• Эндемический зоб – увеличение щитовидной железы из-за недостаточности йода
  • Синдром Иценко–Кушинга - патология, возникающая из-за выработки надпочечниками чрезмерного уровня арденокортикотропного гормона, что способствует возникновению ожирения, чрезмерному росту волос

• Сахарный диабет - нарушение обмена веществ, вызванное дефицитом образования собственного инсулина, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови
  • Гипотиреоз - снижение функции щитовидной железы и выработки ее гармонов, в результате чего замедляются все процессы в организме, происходит набор веса и другие симптомы

• Гинекомастия - заболевание, проявляющееся увеличением груди у мужчин вследствие нарушения синтеза гормонов в организме

Обследование и лечение у эндокринолога. Этапы работы с пациентом:

1
Прием эндокринолога начинается с подробного опроса о жалобах пациента. Эндокринологу важно все: телосложение пациента, вес, рост, длина конечностей, состояние кожных покровов, слизистых оболочек, степень оволосения тела. Все эти показатели могут свидетельствовать о гормональных сбоях в работе организма.
Важным этапом обследования является пальпация щитовидной железы. Хороший врач может определить форму и размер щитовидки, а также структуру ее тканей. Также нередко руками можно нащупать узлы в железе.
2
Лабораторная диагностика у эндокринолога обычно включает общий и биохимический анализ крови, а также исследование на гормоны. Какие конкретно — решает врач по результатам осмотра. Из аппаратных методов наиболее популярны ультразвуковая диагностика (УЗИ) щитовидной железы, паращитовидных желез и надпочечников. При нарушении репродуктивной функции проводится УЗИ яичников у женщин и УЗИ простаты у мужчин. В случае обнаружения узлов или каких-либо других патологических тканей щитовидной железы проводится пункционная биопсия: при помощи тонкой иглы берется на анализ кусочек биоматериала.
3
После проведения лабораторных тестов и аппаратных исследований пациента ждет повторный прием у эндокринолога для оценки результатов анализов и назначения лечения. Своевременная нормализация гормонального фона способна избавить больного от тягостных симптомов и предупредить развитие грозных осложнений болезни.

Специалисты направления эндокринология