Функциональная диагностика

Функциональная диагностика — раздел диагностики, содержанием которого являются объективная оценка, обнаружение отклонений и установление степени нарушений функции различных органов

Ранняя диагностика и выявление факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний позволяют предотвратить развитие таких серьезных заболеваний как инфаркт и инсульт. Своевременно начатое лечение увеличивает продолжительность и улучшает качество жизни.

Методы функциональной диагностики

ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ (ЭКГ)
ЭКГ остается одним из важнейших методов в диагностике заболеваний сердца. Специальной подготовки к электрокардиографии не требуется. Пациенту в положении лежа на запястье, лодыжки и грудь прикрепляют электроды, подключенные к регистратору. Во время записи ЭКГ нужно расслабиться и лежать неподвижно. Электрокардиография позволяет максимально быстро оценить функциональное состояние сердца.
ХОЛТЕРОВСКОЕ (СУТОЧНОЕ ИЛИ МНОГОСУТОЧНОЕ) МОНИТОРИРОВАНИЕ ЭКГ
Обычно боли в грудной клетке и перебои в работе сердца возникают на фоне физической и эмоциональной нагрузок или во время сна. Холтеровское мониторирование ЭКГ в течение суток, а при необходимости и в течение более длительного времени (до нескольких дней) в условиях естественной активности пациента, позволяет изучить работу сердца в полном объеме, выявить взаимосвязь жалоб пациента с изменениями в сердечной деятельности, оценить эффективность проводимого лечения.
ТЕЛЕМОНИТОРИРОВАНИЕ ЭКГ
Новая методика, позволяющая дистанционно получать данные мониторирования ЭКГ. Благодаря миниатюрным размерам кардиомонитора, исследование необременительно для пациента, поэтому время мониторирования практически неограниченно.

В каких случаях применяется данный метод?

• незаменим для диагностики редких аритмий и причины обморочных состояний

• позволяет осуществлять подбор антиаритмической терапии сложных нарушений ритма под удаленным наблюдением врача

• использование телемониторирования ЭКГ у профессиональных спортсменов дает возможность зафиксировать нарушения ритма и проводимости на пике нагрузки
КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЕ МОНИТОРИРОВАНИЕ
До 30% пациентов с гипертонической болезнью имеют нарушения дыхания во сне различной степени тяжести, а среди пациентов с трудно контролируемой артериальной гипертензией их количество возрастает до 80%.

Это состояние получило название – синдром обструктивного апноэ сна. Оно характеризуется наличием храпа, прекращением легочной вентиляции из-за нарушения проходимости верхних дыхательных путей, снижением уровня кислорода крови, нарушениями сна и дневной сонливостью. Кардиореспираторное мониторирование позволяет диагностировать синдром обструктивного апноэ сна, определить его степень тяжести, выявить взаимосвязь нарушений сердечного ритма и проводимости с дыхательными нарушениями.
СУТОЧНОЕ МОНИТОРИРОВАНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ (СМАД)
Мониторирование артериального давления позволяет судить о динамике артериального давления в течение суток, в том числе, в ночные и ранние утренние часы, дает информацию об эпизодах преходящего повышения или понижения артериального давления в периоды физической и психоэмоциональной нагрузки.

Измерение артериального давления монитором осуществляется автоматически по заданной доктором программе. Полученный суточный профиль артериального давления позволяет оптимально подобрать антигипертензивную терапию.
ФУНКЦИЯ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ (ФВД)
Исследование функции внешнего дыхания позволяет на раннем этапе выявить легочную и бронхиальную патологию, понять причину одышки, а значит подобрать адекватную терапию.

Методика проведения исследования:

Обследуемому предлагают надеть на нос зажим или закрыть нос рукой, захватить и плотно удерживать во рту мундштук, соединенный с датчиком прибора. После нескольких циклов спокойного дыхания пациенту необходимо сделать максимально глубокий вдох и максимально резкий, мощный и полный выдох.

Подготовка к исследованию:

Для получения максимально достоверных результатов необходимо:

• воздержаться от приема препаратов, влияющих на сопротивление дыхательных путей (лекарства из группы бронходилататоров или неселективных бета-блокаторов)

• не курить, по меньшей мере, за 4 часа до исследования

• избегать тяжелой физической работы за сутки до процедуры

• исключить полноценный прием пищи за 2 часа до исследования.
ЭХОКАРДИОГРАФИЯ (ЭХОКГ)
Эхокардиография – метод ультразвукового исследования сердца, его главное преимущество  наглядность и получении представление о состоянии сердца в короткие сроки. Метод дает полное: его анатомии, работе, структурах, сократимости, патологических изменениях, позволяет оценить скорость и направление движения крови в различных камерах сердца. При этом исследование абсолютно безопасно для пациента, что позволяет проводить его многократно в целях динамического наблюдения, оценки эффективности проводимого лечения.
СТРЕСС-ТЕСТЫ ИЛИ ПРОБЫ С ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ
Пробы с физической нагрузкой являются одними из наиболее часто используемых неинвазивных кардиологических тестов, применяемых для диагностики ишемической болезни сердца (ИБС), определения прогноза заболевания и оценки эффективности лечения.
ТРЕДМИЛ-ТЕСТ
Тредмил-тест позволяет оценить реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Нагрузка на беговой дорожке физиологична и привычна: тест начинается с нагрузки в виде обычной медленной ходьбы, далее через каждые 2-3 минуты нагрузка усложняется путем изменения скорости движения дорожки и угла наклона (ходьба в горку). Исследование выполняется под контролем ЭКГ и артериального давления.
СТРЕСС-ЭХОКАРДИОГРАФИЯ
Стресс-эхокардиография представляет собой сочетание двумерной эхокардиографии (ультразвуковое исследование сердца) и тредмил-теста. При ишемии нарушения сократительной способности миокарда возникают раньше, чем типичные изменения ЭКГ, поэтому стресс-эхокардиография является более чувствительным методом подтверждения диагноза ишемической болезни сердца. Ограничения выполнении исследования у пациентов с плохим качеством визуализации структур сердца.
Современные технологии и индивидуальный подход к каждому пациенту позволяют определить необходимый объем исследований для диагностики причин ухудшения самочувствия и выявления ранних признаков заболеваний.

Специалистами Многопрофильной клиники "Сестрорецкая" осуществляются:

Оценка физического состояния
(в том числе у желающих заниматься спортом).
Оценка тяжести ишемической болезни сердца
Определение индивидуальной переносимости физических нагрузок у пациентов с установленным диагнозом ИБС.
Ранняя диагностика сердечно-сосудистой патологии, в первую очередь ишемической болезни сердца.
Тест рекомендуют проходить раз в год мужчинам старше 45 лет и женщинам старше 50-55 лет, не зависимо от наличия или отсутствия жалоб.
Подбор индивидуальной программы физических тренировок
для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и кардиореабилитации.
Оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий
по результатам динамического исследования пациентов.
Оценка прогноза
у коронарных пациентов и у пациентов с другими заболеваниями сердца перед плановыми хирургическими вмешательствами.
Профессиональный отбор
(для работ в экстремальных условиях и для деятельности, требующих высокой физической работоспособности)